Античный цикл
  Antique cycle
 

Ахилл в битве с амазонками, 1998

 

Меч Эллады, 2008

  Афродита в Троянской войне, 1998

Триумфатор, 2002

Колесница, 2004

Гомер, 2008 Из "Троянского цикла", 2003

Одиссей, 1996

Елена Прекраснокудрая, 2008   Эллада. Пир, 1995   Античная колесница, 2008

Падение Трои, 2002    Чаша Сократа, 2008    Пир, 2002

В античных мифах, как и пластической культуре древней Эллады, этом венце гармонии эллинского духа с полнотой природной роскоши, основа любого профессионального образования художника. В школе мы знали наизусть каждый локон гипсовой Афродиты и каждый акантовый лист капители могли нарисовать по памяти, и уже тогда на всю жизнь вперед мы были убеждены, что художник начинается тогда, когда он готов сказать: я  —  из Эллады. Однако и фронтоны Фидия и эпос Гомера  —  это Греция для всех; для русских же любовь к ней не исчерпывается, а только начинается ими Чувство это вообще не есть почитание “чужих” античных руин; оно метафизично в главном, не нуждающемся в объяснении ощущении духовного родства, может, не всегда и не всеми осознаваемом. В Греции не только Олимп  —  гора небожителей, но и Афон  —  гора земного богоприсутствия, и в грядущем веке, который, как сказал Андрэ Мальро, будет либо религиозным, либо не будет вовсе, благодарно вспомнится многими, что именно от греческих монахов в свое время преизобильно текли к нам традиции Православия.

Обращение к мифу  —  это оглядка в свою юность, как Эллада  —  чарующая юность человечества во всей ее эпически-пылающей и мраморно-канонической красоте и рукотворном величии.

 

The basis of any professional skill of the artist is in ancient myths, it is also in Helladic ancient plastic culture, this crown of harmony possessing the fullness of nature’s splendour. At school we knew by heart every curl of gypseous Aphrodite, we could draw every leaf of the capital from memory, and already at those times we were convinced forever that the artist began when he was ready to say: I am from Hellade. However, Phedius’s pediments and Homer’s epos embody Greece for everybody, while for the Russians the love for it only begins with all this. This perception does not mean the worship of “alien” ancient ruins in general, it is metaphysical in the main feeling of the spiritual link, which needn’t any explanation and, maybe, is not always realized by all. In Greece not only Olympus is the mountain of gods, but Athos is the mountain of the earthly presence of gods; and in the coming century which, as Andreas Malraux said, either will be religious, or it will never happen at all, a great many people will remember with gratitude that the traditions of Orthodoxy were flowing to us in abundant streams from Greek monks.

To turn to myth means to look back at one’s own youth, just like Hellade is a charming youth of mankind, with its whole canonic and at the same time burning beauty embodied in epos and marble, and with its man-made greatness.

© Валерий Харитонов